ПЭН-Москва и Ассоциация «Свободное слово» присоединились к совместному заявлению «При применении технологий наблюдения за гражданами в условиях борьбы с пандемией должны соблюдаться права человека»

Пандемия COVID-19 – это чрезвычайная ситуация, связанная с проблемами охраны здоровья во всем мире. Она требует осознанных, скоординированных и широкомасштабных мер правительств всех стран.

Однако меры по сдерживанию вируса не должны служить прикрытием для того, чтобы правительства, широко используя системы технологического наблюдения за гражданами, устанавливали новые, тоталитарные порядки.

Мы, нижеподписавшиеся организации, призываем правительства, руководящие борьбой с пандемией, гарантировать, что использование информационных технологий для отслеживания и мониторинга отдельных лиц и всего населения будут проводиться с неукоснительным соблюдением прав человека.

Технологии могут и должны играть важную роль в действиях, направленных на спасение человеческих жизней, таких как распространение необходимой информации о заболевании и увеличение доступа к медицинской помощи. Однако расширение государственных полномочий в отношении технологий наблюдения, в результате чего власти получают доступ к данным локации по мобильному телефону, угрожает частной жизни, свободе слова и свободе собраний; это существенно нарушает права человека и подрывает доверие к государственной власти, – тем самым уничтожается эффективность любых мер, предпринимаемых системами здравоохранения. Это также может привести к дискриминации и нанести ущерб общественным группам, и без того занимающим маргинальное положение.

Мы живем в экстраординарное время, но законы о правах человека применимы и сейчас.Ведь эти права разработаны, чтобы гарантированно защищать интересы как отдельных граждан,так и общество в целом. Государства не должны игнорировать такие права, как неприкосновенность частной жизни и свобода слова, во имя преодоления вызванного пандемией кризиса. Напротив, защита прав человека способствует также укреплению здоровья общества. Сейчас более, чем когда либо, правительства должны строго следить, чтобы любые ограничения соответствовали издавна установленным гарантиям прав человека.

Данный кризис предлагает нам возможность продемонстрировать нашу общую гуманность. Наши действия по борьбе с пандемией, даже самого экстренного характера, могут соответствовать стандартам в области прав человека и верховенства закона. Решения, принимаемые правительствами всего мира для борьбы с пандемией, будут определять, как будет выглядеть мир будущего.

Мы призываем все правительства не реагировать на пандемию COVID-19 усилением технологического наблюдения, если не выполняются следующие условия:

1. Меры по наблюдению, предпринятые для борьбы с пандемией, должны быть законными, необходимыми и соразмерными. Они должны соответствовать законам, обосновываться разумными целями охраны общественного здоровья и определяться органами здравоохранения, а также должны быть пропорциональными данным потребностям. Правительства должны соблюдать открытость в отношении принимаемых мер, чтобы эти меры можно было тщательно изучить и, при необходимости, изменить, отозвать или отменить в будущем. Мы не можем допустить, чтобы пандемия COVID-19 послужила предлогом для введения тотального бесконтрольного наблюдения.

2. Если правительства расширяют свои полномочия по мониторингу и наблюдению, то такие полномочия должны быть ограничены во времени и продолжаться ровно столько, сколько необходимо для борьбы с пандемией. Мы не можем допустить, чтобы пандемия COVID-19 послужила предлогом для бессрочного контроля и его оправданием.

3. Государства должны гарантировать, что увеличение масштабов сбора, хранения и агрегирования персональных данных, включая данные о состоянии здоровья, будут использоваться только для борьбы с пандемией COVID-19. Данные, собранные, сохраненные и агрегированные, чтобы бороться с пандемией, должны быть ограничены по размеру, срокам хранения, соответствующим временным рамкам пандемии, и не должны использоваться в коммерческих или любых других целях. Мы не можем допустить, чтобы пандемия COVID-19 послужила оправданием нарушений прав человека на неприкосновенность частной жизни.

4. Правительства должны приложить максимальные усилия для защиты личных данных, включая обеспечение достаточной безопасности любых данных, полученных с помощью любых устройств, приложений, сетей и сервисов, связанных со сбором, передачей, обработкой и хранением информации. Любые утверждения, что данные являются анонимными, должны подтверждаться доказательствами и подкрепляться достаточной информацией о процессе анонимизации. Мы не можем допустить, чтобы противопандемические действия использовались как оправдание посягательств на технологическую безопасность граждан.

5. Любое использование технологий информационного наблюдения в целях борьбы с COVID-19, включая использование bigdata и систем искусственного интеллекта, должно учитывать опасность того, что данные средства будут способствовать дискриминации и другим нарушениям прав расовых меньшинств, людей, живущих в бедности и нищете, и других маргинализированных групп населения, чьи потребности и обстоятельства могут быть проигнорированы или искажены при сборе информации. Мы не можем допустить, чтобы пандемия COVID-19 еще больше увеличила разрыв в уровне соблюдения прав человека между различными группами общества.

6. Если правительства заключают соглашения с другими государственными или частными структурами об обмене данными, эти оглашения должны основываться на законе, а само их существование и информация, необходимая для оценки их влияния на частную жизнь и права человека, должны быть раскрыты публично – по умолчанию, в письменной форме, с оговоренными пунктами, общественным контролем и другими гарантиями. Предприятия, вовлеченные в усилия правительств по борьбе с COVID-19, должны проявлять должную осмотрительность, чтобы гарантировать соблюдение прав человека, а также гарантировать, что любое посредничество защищено от иных деловых и коммерческих интересов. Мы не можем допустить, чтобы пандемия COVID-19 послужила предлогом для удержания людей в неведении относительно информации, собираемой и передаваемой третьим сторонам их правительствами.

7. Любая мера противодействия пандемии должна налагать на исполнителей определенную ответственность и сопровождаться гарантиями от злоупотреблений. Усиление наблюдения за гражданами, связанное с COVID-19, не должно входить в сферу ответственности служб безопасности или спецслужб, а должно быть предметом эффективного надзора со стороны независимых органов. Более того, гражданам должна быть предоставлена возможность знать о любых мерах, связанных с COVID-19, а также возможность оспаривать любые меры по сбору, хранению, агрегирования и использованию данных. Лица, которые находятся под наблюдением, должны иметь доступ к эффективным средствам правовой защиты.

8. Меры противодействия COVID-19, включающие сбор личных данных, должны проводиться при свободном, активном и значительном участии заинтересованных сторон, в частности экспертов в области здравоохранения и попечения о наиболее маргинализированных группах населения.

 

Подписи:
7amleh – Arab Center for Social Media Advancement

Access Now

African Declaration on Internet Rights and Freedoms Coalition

AI Now

Algorithm Watch

Alternatif Bilisim

Amnistía Internacional

ApTI

ARTICLE 19

Asociación para una Ciudadanía Participativa, ACI Participa

Association for Progressive Communications (APC)

ASUTIC, Senegal

Athan — Freedom of Expression Activist Organization

Australian Privacy Foundation

Barracón Digital

Big Brother Watch

Bits of Freedom

Center for Advancement of Rights and Democracy (CARD)

Center for Digital Democracy

Center for Economic Justice

Centro De Estudios Constitucionales y de Derechos Humanos de Rosario

Chaos Computer Club — CCC

Citizen D / Državljan D

CIVICUS

Civil Liberties Union for Europe

CódigoSur

Coding Rights

Coletivo Brasil de Comunicação Social

Collaboration on International ICT Policy for East and Southern Africa (CIPESA)

Comité por la Libre Expresión (C-Libre)

Committee to Protect Journalists

Consumer Action

Consumer Federation of America

Cooperativa Tierra Común

Creative Commons Uruguay

D3 — Defesa dos Direitos Digitais

Data Privacy Brasil

Democratic Transition and Human Rights Support Center «DAAM»

Derechos Digitales

Digital Rights Lawyers Initiative (DRLI)

Digital Rights Watch

Digital Security Lab Ukraine

Digitalcourage

EPIC

epicenter.works

European Digital Rights — EDRi

Fitug

Foundation for Information Policy Research

Foundation for Media Alternatives

Free Word Association, Russia

Fundación Acceso (Centroamérica)

Fundación Ciudadanía y Desarrollo, Ecuador

Fundación Datos Protegidos

Fundación Internet Bolivia

Fundación Taigüey, República Dominicana

Fundación Vía Libre

Hermes Center

Hiperderecho

Homo Digitalis

Human Rights Watch

Hungarian Civil Liberties Union

ImpACT International for Human Rights Policies

Index on Censorship

Initiative für Netzfreiheit

Innovation for Change — Middle East and North Africa

International Commission of Jurists

International Service for Human Rights (ISHR)

Intervozes — Coletivo Brasil de Comunicação Social

Ipandetec

IPPF

Irish Council for Civil Liberties (ICCL)

IT-Political Association of Denmark

Iuridicum Remedium z.s. (IURE)

Karisma

La Quadrature du Net

Liberia Information Technology Student Union

Liberty

Luchadoras

Majal.org

Masaar «Community for Technology and Law»

Media Rights Agenda (Nigeria)

MENA Rights Group

Metamorphosis Foundation

New America’s Open Technology Institute

Observacom

Open Data Institute

Open Rights Group

OpenMedia

OutRight Action International

Pangea

Panoptykon Foundation

Paradigm Initiative (PIN)

PEN International

PEN Moscow

Privacy International

Public Citizen

Public Knowledge

R3D: Red en Defensa de los Derechos Digitales

RedesAyuda

SHARE Foundation

Skyline International for Human Rights

Sursiendo

Swedish Consumers’ Association

Tahrir Institute for Middle East Policy (TIMEP)

Tech Inquiry

TechHerNG

TEDIC

The Bachchao Project

Unwanted Witness, Uganda

Usuarios Digitales

WITNESS