Пандемия COVID-19 – это чрезвычайная ситуация, связанная с проблемами охраны здоровья во всем мире. Она требует осознанных, скоординированных и широкомасштабных мер правительств всех стран.
Однако меры по сдерживанию вируса не должны служить прикрытием для того, чтобы правительства, широко используя системы технологического наблюдения за гражданами, устанавливали новые, тоталитарные порядки.
Мы, нижеподписавшиеся организации, призываем правительства, руководящие борьбой с пандемией, гарантировать, что использование информационных технологий для отслеживания и мониторинга отдельных лиц и всего населения будут проводиться с неукоснительным соблюдением прав человека.
Технологии могут и должны играть важную роль в действиях, направленных на спасение человеческих жизней, таких как распространение необходимой информации о заболевании и увеличение доступа к медицинской помощи. Однако расширение государственных полномочий в отношении технологий наблюдения, в результате чего власти получают доступ к данным локации по мобильному телефону, угрожает частной жизни, свободе слова и свободе собраний; это существенно нарушает права человека и подрывает доверие к государственной власти, – тем самым уничтожается эффективность любых мер, предпринимаемых системами здравоохранения. Это также может привести к дискриминации и нанести ущерб общественным группам, и без того занимающим маргинальное положение.
Мы живем в экстраординарное время, но законы о правах человека применимы и сейчас.Ведь эти права разработаны, чтобы гарантированно защищать интересы как отдельных граждан,так и общество в целом. Государства не должны игнорировать такие права, как неприкосновенность частной жизни и свобода слова, во имя преодоления вызванного пандемией кризиса. Напротив, защита прав человека способствует также укреплению здоровья общества. Сейчас более, чем когда либо, правительства должны строго следить, чтобы любые ограничения соответствовали издавна установленным гарантиям прав человека.
Данный кризис предлагает нам возможность продемонстрировать нашу общую гуманность. Наши действия по борьбе с пандемией, даже самого экстренного характера, могут соответствовать стандартам в области прав человека и верховенства закона. Решения, принимаемые правительствами всего мира для борьбы с пандемией, будут определять, как будет выглядеть мир будущего.
Мы призываем все правительства не реагировать на пандемию COVID-19 усилением технологического наблюдения, если не выполняются следующие условия:
1. Меры по наблюдению, предпринятые для борьбы с пандемией, должны быть законными, необходимыми и соразмерными. Они должны соответствовать законам, обосновываться разумными целями охраны общественного здоровья и определяться органами здравоохранения, а также должны быть пропорциональными данным потребностям. Правительства должны соблюдать открытость в отношении принимаемых мер, чтобы эти меры можно было тщательно изучить и, при необходимости, изменить, отозвать или отменить в будущем. Мы не можем допустить, чтобы пандемия COVID-19 послужила предлогом для введения тотального бесконтрольного наблюдения.
2. Если правительства расширяют свои полномочия по мониторингу и наблюдению, то такие полномочия должны быть ограничены во времени и продолжаться ровно столько, сколько необходимо для борьбы с пандемией. Мы не можем допустить, чтобы пандемия COVID-19 послужила предлогом для бессрочного контроля и его оправданием.
3. Государства должны гарантировать, что увеличение масштабов сбора, хранения и агрегирования персональных данных, включая данные о состоянии здоровья, будут использоваться только для борьбы с пандемией COVID-19. Данные, собранные, сохраненные и агрегированные, чтобы бороться с пандемией, должны быть ограничены по размеру, срокам хранения, соответствующим временным рамкам пандемии, и не должны использоваться в коммерческих или любых других целях. Мы не можем допустить, чтобы пандемия COVID-19 послужила оправданием нарушений прав человека на неприкосновенность частной жизни.
4. Правительства должны приложить максимальные усилия для защиты личных данных, включая обеспечение достаточной безопасности любых данных, полученных с помощью любых устройств, приложений, сетей и сервисов, связанных со сбором, передачей, обработкой и хранением информации. Любые утверждения, что данные являются анонимными, должны подтверждаться доказательствами и подкрепляться достаточной информацией о процессе анонимизации. Мы не можем допустить, чтобы противопандемические действия использовались как оправдание посягательств на технологическую безопасность граждан.
5. Любое использование технологий информационного наблюдения в целях борьбы с COVID-19, включая использование bigdata и систем искусственного интеллекта, должно учитывать опасность того, что данные средства будут способствовать дискриминации и другим нарушениям прав расовых меньшинств, людей, живущих в бедности и нищете, и других маргинализированных групп населения, чьи потребности и обстоятельства могут быть проигнорированы или искажены при сборе информации. Мы не можем допустить, чтобы пандемия COVID-19 еще больше увеличила разрыв в уровне соблюдения прав человека между различными группами общества.
6. Если правительства заключают соглашения с другими государственными или частными структурами об обмене данными, эти оглашения должны основываться на законе, а само их существование и информация, необходимая для оценки их влияния на частную жизнь и права человека, должны быть раскрыты публично – по умолчанию, в письменной форме, с оговоренными пунктами, общественным контролем и другими гарантиями. Предприятия, вовлеченные в усилия правительств по борьбе с COVID-19, должны проявлять должную осмотрительность, чтобы гарантировать соблюдение прав человека, а также гарантировать, что любое посредничество защищено от иных деловых и коммерческих интересов. Мы не можем допустить, чтобы пандемия COVID-19 послужила предлогом для удержания людей в неведении относительно информации, собираемой и передаваемой третьим сторонам их правительствами.
7. Любая мера противодействия пандемии должна налагать на исполнителей определенную ответственность и сопровождаться гарантиями от злоупотреблений. Усиление наблюдения за гражданами, связанное с COVID-19, не должно входить в сферу ответственности служб безопасности или спецслужб, а должно быть предметом эффективного надзора со стороны независимых органов. Более того, гражданам должна быть предоставлена возможность знать о любых мерах, связанных с COVID-19, а также возможность оспаривать любые меры по сбору, хранению, агрегирования и использованию данных. Лица, которые находятся под наблюдением, должны иметь доступ к эффективным средствам правовой защиты.
8. Меры противодействия COVID-19, включающие сбор личных данных, должны проводиться при свободном, активном и значительном участии заинтересованных сторон, в частности экспертов в области здравоохранения и попечения о наиболее маргинализированных группах населения.
Подписи:
7amleh – Arab Center for Social Media Advancement
Access Now
African Declaration on Internet Rights and Freedoms Coalition
AI Now
Algorithm Watch
Alternatif Bilisim
Amnistía Internacional
ApTI
ARTICLE 19
Asociación para una Ciudadanía Participativa, ACI Participa
Association for Progressive Communications (APC)
ASUTIC, Senegal
Athan — Freedom of Expression Activist Organization
Australian Privacy Foundation
Barracón Digital
Big Brother Watch
Bits of Freedom
Center for Advancement of Rights and Democracy (CARD)
Center for Digital Democracy
Center for Economic Justice
Centro De Estudios Constitucionales y de Derechos Humanos de Rosario
Chaos Computer Club — CCC
Citizen D / Državljan D
CIVICUS
Civil Liberties Union for Europe
CódigoSur
Coding Rights
Coletivo Brasil de Comunicação Social
Collaboration on International ICT Policy for East and Southern Africa (CIPESA)
Comité por la Libre Expresión (C-Libre)
Committee to Protect Journalists
Consumer Action
Consumer Federation of America
Cooperativa Tierra Común
Creative Commons Uruguay
D3 — Defesa dos Direitos Digitais
Data Privacy Brasil
Democratic Transition and Human Rights Support Center «DAAM»
Derechos Digitales
Digital Rights Lawyers Initiative (DRLI)
Digital Rights Watch
Digital Security Lab Ukraine
Digitalcourage
EPIC
epicenter.works
European Digital Rights — EDRi
Fitug
Foundation for Information Policy Research
Foundation for Media Alternatives
Free Word Association, Russia
Fundación Acceso (Centroamérica)
Fundación Ciudadanía y Desarrollo, Ecuador
Fundación Datos Protegidos
Fundación Internet Bolivia
Fundación Taigüey, República Dominicana
Fundación Vía Libre
Hermes Center
Hiperderecho
Homo Digitalis
Human Rights Watch
Hungarian Civil Liberties Union
ImpACT International for Human Rights Policies
Index on Censorship
Initiative für Netzfreiheit
Innovation for Change — Middle East and North Africa
International Commission of Jurists
International Service for Human Rights (ISHR)
Intervozes — Coletivo Brasil de Comunicação Social
Ipandetec
IPPF
Irish Council for Civil Liberties (ICCL)
IT-Political Association of Denmark
Iuridicum Remedium z.s. (IURE)
Karisma
La Quadrature du Net
Liberia Information Technology Student Union
Liberty
Luchadoras
Masaar «Community for Technology and Law»
Media Rights Agenda (Nigeria)
MENA Rights Group
Metamorphosis Foundation
New America’s Open Technology Institute
Observacom
Open Data Institute
Open Rights Group
OpenMedia
OutRight Action International
Pangea
Panoptykon Foundation
Paradigm Initiative (PIN)
PEN International
PEN Moscow
Privacy International
Public Citizen
Public Knowledge
R3D: Red en Defensa de los Derechos Digitales
RedesAyuda
SHARE Foundation
Skyline International for Human Rights
Sursiendo
Swedish Consumers’ Association
Tahrir Institute for Middle East Policy (TIMEP)
Tech Inquiry
TechHerNG
TEDIC
The Bachchao Project
Unwanted Witness, Uganda
Usuarios Digitales
WITNESS